Подкрановые балки

Подкрановые балки

В общем объеме железобетонных конструкций, применяемых в настоящее время в промышленном строительстве, значительное место занимают подкрановые балки. Установлено, что в промышленном здании, оборудованном кранами со средним режимом работы, железобетонные подкрановые балки составляют в среднем около 12% от общего объема применяемых в нем сборных железобетонных конструкций.

Применение железобетона для подкрановых балок дает ряд существенных конструктивных и экономических преимуществ.

В настоящее время большое внимание уделяется сборным предварительно напряженным подкрановым балкам, которые в ряде случаев имеют существенные преимущества перед обычными как по экономическим показателям, так и в части работы их при действии различных нагрузок.

Условия работы подкрановых балок более тяжелые, чем всех остальных элементов конструкций промышленных зданий, и даже в некоторых случаях более тяжелые, чем условия работы мостовых конструкций, вследствие того, что относительное влияние временной нагрузки для подкрановых балок значительно больше, чем для всех других конструкций. Если для покрытий временная нагрузка в 2-3 раза меньше постоянной, то в подкрановых балках наоборот — временная нагрузка превышает постоянную в 10-40 раз (в зависимости от пролета балки и грузоподъемности крана). Кроме того, для подкрановых балок эта нагрузка подвижная, переменная по величине, многократно отворяющаяся, действующая как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Помимо изгибающего момента и поперечной силы, подкрановые балки подвергаются действию крутящего момента (при возможном смещении кранового рельса с оси балки и воздействии сил поперечного торможения). Поэтому в железобетонных подкрановых балках гари воздействии многократно повторяющихся, а при неразрезных балках — и знакопеременных усилий, возможно появление трещин, раскрытие которых в процессе дальнейшей эксплуатации может достичь значительных размеров.

В связи с этим ухудшаются эксплуатационные качества балок, и в некоторых случаях становится невозможной их эксплуатация.

Между тем опыт применения предварительно напряженного железобетона в мостостроении показывает, что его использование позволяет получить железобетонные конструкции, значительно лучше работающие в условиях многократно меняющейся нагрузки, чем конструкции из обычного железобетона.

Это дает основание полагать, что долговечность предварительно напряженных подкрановых балок и их эксплуатационные качества окажутся более высокими, чем при использовании обычного железобетона.

Работы по созданию конструкций предварительно напряженных подкрановых балок были начаты в 1955 г. Следует отметить, что конструкции подкрановых балок разрабатывались в нашей стране на основе собственного опыта, так как к этому периоду зарубежного опыта в проектировании железобетонных подкрановых балок было очень мало.

Первоочередной задачей была разработка конструкций сборных железобетонных предварительно напряженных подкрановых балок под наиболее массовые мостовые краны — грузоподъемностью 5-30 г при легких и средних режимах работы. Этому были посвящены работы, проводившиеся различными проектными и исследовательскими институтами в 1955-1959 гг. Было разработано несколько вариантов решений подкрановых   балок, отличающихся видом применяемой предварительно напряженной арматуры, конструктивными решениями, методами изготовления. После 1959 г. институт Ленпромстройпроект совместно с НИИЖБ совершенствует конструкции типовых пред напряженных подкрановых балок. Как и другие предварительно напряженные конструкции, подкрановые балки подразделяются: но виду применяемой напряженной арматуры — на балки со стержневой арматурой и на балки, армируемые высокопрочной проволокой; по методу изготовления — на балки с натяжением арматуры на упоры (изготовляемые на линейных стендах и непрерывно армированные) и с натяжением арматуры на бетон; по статической схеме — на разрезные и неразрезные.

В предварительно напряженных подкрановых балках может быть использована арматура различных свойств и марок: гладкая или профилированная высокопрочная холоднотянутая проволока, горячекатаная арматура периодического профиля из низколегированных сталей типа 25Г2С и 30ХГ2С или из стали марки Ст.5.

Выбор арматуры того или иного типа зависит как от конструктивных особенностей самих балок и условий   их изготовления, так и от свойств арматурной стали.

Предварительно напряженные балки со стержневой арматурой при пролете 6 м под краны грузоподъемностью 5-50 т и пролетом 12 м под краны грузоподъемностью 5-30 т разработаны ГПИ Ленпромстройпроект совместно с НИИЖБ.

Балки имеют тавровое сечение со стенкой, несколько сужающейся книзу. Армирование балки в основном такое же, как и сборных железобетонных подкрановых балок с обычной арматурой. Напрягаемая арматура применяется из стали 25Г2С, упрочненной вытяжкой на 2,5%. Поперечная арматура выполняется в виде каркасов также из стали 25Г2С.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.