Совершенствования технологии жароупорных бетонов и конструкций

Совершенствования технологии жароупорных бетонов  и конструкций

Основные вопросы, стоящие перед нами в области совершенствования технологии жароупорных бетонов и конструкций, следующие: получение специальных жароупорных цементов заводского изготовления; получение жароупорного бетона для применения при температурах до 1900°; технология изготовления крупных блоков из жароупорного бетона; технология изготовления легких жароупорных бетонов; совершенствование технологии изготовления жароупорных химически стойких бетонов на жидком стекле; дальнейшая разработка теоретических основ жароупорного бетона и новых методов исследования и испытаний бетонов; изучение работы конструкций из жароупорного железобетона при температурах свыше 1000°; разработка основных положений расчета и проектирования конструкций из сборного жароупорного железобетона; разработка конструкций тепловых агрегатов из жароупорного предварительно напряженного бетона; дальнейшее совершенствование теории расчета конструкций на совместное действие высокой температуры и нагрузки (работа растянутого бетона между трещинами, изменение эпюры напряжений в сжатой зоне, работа жароупорных железобетонных элементов на скалывание и др.).

Внедрение жароупорного бетона в практику строительства осуществлялось Институтом бетона и железобетона АСиА при тесном содружестве с проектными и строительными организациями.

Жароупорные бетоны нашли применение на заводах черной и цветной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, нефтяной и авиационной промышленности, промышленности строительных материалов, а также в жилищном строительстве.

Из жароупорных бетонов строят фундаменты доменных и других промышленных печей, печи для сжигания серного колчедана и обжига руд цветных металлов и другие тепловые агрегаты.

Положительный опыт внедрения жароупорного бетона и железобетона создал предпосылки к сооружению тепловых агрегатов и строительных конструкций из крупных блоков и панелей, что в два-три раза сокращает срок строительства.

Так, например, впервые в отечественной и мировой практике на Кузнецком металлургическом комбинате трестом Союзтеплострой сооружен воздухонагреватель доменной печи из крупных блоков жароупорного бетона на портландцементе с шамотным заполнителем.

Жароупорный бетон на жидком стекле успешно применяется при строительстве печей для сжигания серного колчедана и обжига руд цветных металлов. Работа таких печей в производственных условиях более 10 лет показала высокие эксплуатационные качества жароупорного железобетона.

По данным Министерства химической промышленности, сооружение печи из жароупорного железобетона обходится на 40-50% дешевле строительства печи из фасонных огнеупоров. Причем срок эксплуатации таких печей по сравнению с футеровкой из штучных огнеупоров значительно удлиняется (в два-три раза).

Совместно с трестом Союзтеплострой и Теплопроект разработаны и построены в. г. Инзе на диатомовом комбинате две тоннельные печи для обжига диатомового кирпича. Температура обжига 850-900°. Печи представляют собой тоннель длиной 78 м и шириной 2,1 м. Печи запроектированы сборными из крупных железобетонных оводовых и стеновых панелей и фундаментных блоков. Оводовые и стеновые панели представляют собой ребристые плиты из жароупорного железобетона на портландцементе с шамотными заполнителями. Размер панелей 3X1,5X0,5 м. Печь собиралась из 104 панелей. Блоки и панели изготовлялись на заводе железобетонных изделий и перевозились к месту строительства. Монтаж всех панелей был выполнен в течение девяти рабочих смен бригадой в количестве семи человек.

Применение сборных элементов позволило сократить срок постройки печи в 4-5 раз по сравнению с обычной кирпичной конструкцией, (высвободило значительное количество высококвалифицированных рабочих и обеспечило высокую производительность труда.

В содружестве с трестом Тепломонтаж разработана новая конструкция дымовой трубы из сборного жароупорного предварительно напряженного железобетона для котельных в городах Москве и Владимире. Дымовая труба высотой 30 м имеет цилиндрическую форму и состоит из сборных железобетонных колец (царг).

Цэрги с внутренним диаметром 125 см и высотой 150 см имеют толщину стенки 15 см. Царги выполняются из жароупорного бетона марки 300.

Ствол трубы из жароупорного бетона не защищен обычно применяемой кирпичной футеровкой, так как конструкция рассчитана на восприятие внешних усилий и температуры отходящих газов, равной 200-300°.

Сборка трубы производилась в горизонтальном положении на месте ее установки.

Подъем и установка ствола трубы на фундамент в вертикальное положение производился при помощи двух металлических инвентарных мачт высотой 25 м.

Весь подъем ствола трубы и его крепление анкерными болтами к фундаменту были произведены в одну смену.

Стоимость опытной трубы по сравнению с кирпичной снизилась на 10%.

Опытная дымовая труба из жароупорного железобетона позволила сэкономить металл в 10-12 раз по сравнению с металлической трубой и снизить вес трубы в 4-4,0 раза по сравнению с кирпичной трубой.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.