Двутавровое сечение балок

Двутавровое сечение балок

Изготовление балок производится по стендовой технологии. Натяжение арматуры осуществляется сразу для ряда балок, изготовляемых на одной линии.

Балки со стержневой арматурой прошли экспериментальную проверку, и в настоящее время некоторые типы их применяются в строительстве.

Балки пролетом 6 и 12 ж под краны грузоподъемностью 5-30 т предназначены для здания пролетом 24 ж. Балки имеют двутавровое сечение с более развитым верхним поясом. Предварительно напряженной выполняется нижняя и верхняя продольная арматура, а поперечная и обычная арматура поясов — из стали 25Г2С и низкоуглеродистой холоднотянутой проволоки. Балки данного типа пролетом 6 и 12 м под краны грузоподъемностью 5-15 г утверждены в качестве типовых.

При применении стержневой и проволочной арматуры требуются мощные стенды. В тех случаях, когда стенды отсутствуют или их мощность недостаточна для восприятия больших усилий от напрягаемой арматуры, целесообразно применять подкрановые балки с натяжением арматуры на бетон. При натяжении на бетон в первую очередь разрабатывались балки с лучковой арматурой. Этой работой занимался ряд проектных организаций. Типовыми утверждены сборные железобетонные предварительно напряженные подкрановые балки с пучковой арматурой, разработанные ГПИ Ленпромстройпроект при участии НИИЖБ. Балки разработаны пролетом 6 и 12 ж под грузоподъемностью 5-50 г.

Двутавровое сечение балок имеет более развитый верхний пояс. Основная предварительно напряженная арматура пучки высокопрочной проволоки диаметром 5 мм (по ГОСТ 7348-55). Поперечная арматура выполняется в виде сварных каркасов из стали марки 25Г2С. Арматурные пучки располагаются не только в пределах поясов, но и в стенке. С целью улучшения работы около опорных участков балок на поперечную силу и на местные усилия от напрягаемой арматуры часть лучков имеет криволинейное очертание. Натяжение пучковой арматуры осуществляется домкратами двойного действия. Конструкция этих балок и технология их изготовления экспериментально проверены в НИИЖБ.

Одновременно с разработкой подкрановых балок с пучковой, стержневой и струнной арматурой институтом Ленпрометройпроектом совместно с НИИЖБ проектировались и экспериментально проверялись предварительно напряженные подкрановые балки с непрерывным армированием пролетом  6  и 12 ж  для   кранов  грузоподъемностью до 30 т. Балки имеют двутавровое сечение, которое по условиям технологии изготовления составляется из двух элементов швеллерного сечения. Соединение элементов производится на растворе и сваркой специальных закладных деталей. Особенностью конструкции балки является то, что благодаря применению непрерывного армирования вся рабочая арматура (продольная и поперечная), а также часть конструктивной имеет предварительное напряжение. Непрерывное армирование может осуществляться для балок пролетом 6 ж на поворотных столах, а пролетом 6 и 12 м-на стендах при помощи машины ДН-7. Для укладки и уплотнения бетона применяется виброштампование. Технико-экономическое сравнение, расход металла в кг, расход бетона в м3), показывает, что по расходу основных материалов наиболее экономичными являются непрерывно армированные подкрановые балки. Однако такие балки для изготовления требуют специального оборудования, которое может быть применено только в заводских условиях для массового выпуска.

Балки с пучковой арматурой требуют несколько большего расхода стали и бетона, но для их изготовления может быть применено более простое технологическое оборудование.

Затраты бетона и стали на балки со стержневой арматурой больше, чем для непрерывно армированных и балок с пучковой арматурой, а для их изготовления необходимы специально оборудованные стенды.

Однако, благодаря простоте конструкции и применению недорогой арматуры без сложных анкерных деталей, такие балки пролетом 6 м являются конкурентоспособными с балками, армированными пучковой арматурой. Эффективность 12-метровых балок со стержневой арматурой меньше, чем аналогичных балок с пучковой арматурой. Однако она может быть повышена применением арматуры из стали типа 30ХГ2С.

Подкрановые балки с проволочной струнной арматурой по расходу материалов приближаются к непрерывно армированным. Следует отметить, что трудоемкость их изготовления значительно выше. При бетонировании балок в вертикальном положении проработка нижнего пояса будет затруднена. Это требует более тщательного, чем для других типов балок, подбора состава заполнителей и затрудняет применение жестких бетонных смесей.

По сравнению с металлическими применение железобетонных предварительно напряженных подкрановых балок позволяет получить экономию стали до 40-55% (с учетом расхода металла на детали крепления рельса). Вместе с тем, следует отметить, что стоимость железобетонных предварительно напряженных подкрановых балок в настоящее время в среднем на 50% выше стоимости металлических той же грузоподъемности.

На высокую стоимость предварительно напряженных подкрановых балок в настоящее время влияет значительная трудоемкость ряда технологических операций, высокая отпускная цена высокопрочной арматуры, а также значительный расход стали на закладные детали, конструктивную арматуру и на устройство рельсовых креплений.

В связи с этим дальнейшее повышение эффективности сборных железобетонных предварительно напряженных подкрановых балок должно идти в направлении: 1) использования наиболее рациональной технологии производства, позволяющей в максимальной степени механизировать и автоматизировать   процесс   изготовления (например, непрерывное армирование, виброштампование); 2) внедрения новых эффективных видов арматуры (типа 30ХГ2С и термически упрочненных); 3) снижения удельного веса конструктивной арматуры и закладных деталей, что может быть достигнуто, например, при разработке неразрезных подкрановых балок. Институтом Ленпромстройпроект совместно с НИИЖБ разрабатывались конструкции неразрезных подкрановых балок, а также подкрановых балок с арматурой из стали типа 30ХГ2С, напрягаемой на бетон.

Применение тех или иных типов подкрановых балок должно производиться е учетом наличия материалов, оборудования и условий изготовления.

Комментарии запрещены.