Экономия металла

Экономия металла

В настоящее время СКБ-4 (г. Коломна) совместно с НИИЖБ ведет работы по проектированию карусельного станка с диаметром планшайбы 6 и 8 ж, а также поперечины продольно-фрезерного станка с диаметром планшайбы 20 ж и другого оборудования, к изготовлению которого должен приступить Коломенский завод тяжело го станкостроения. Все эти конструкции проектируются из железобетона без применения стальных сварных коробок. Экономия металла на одном карусельном станке при изготовлении его из железобетона достигает 500 т.

Характерно, что поперечина станка с диаметром планшайбы 20 ж при выполнении ее в   железобетоне   весит 180 г, в то время как в чугуне ее вес был бы равен 248 т. При этом экономия металла составляет 80%.

В железобетоне такая поперечина может быть изготовлена в течение 2-3 месяцев. Изготовление же ее в металле потребовало бы не менее года и загрузило бы на 50% площадь литейного цеха завода.

Проектирование показало, что экономия металла до 70% может быть получена и при изготовлении из железобетона станин токарных станков длиной 8 и 17 ж, вес которых в металле доходит до 100 т, станин радиально-сверлильных и других тяжелых станков.

Значительная экономия металла может быть получена при изготовлении из железобетона станин прессов. Проведенные исследовательские и проектные работы показали, что применение железобетона оказалось весьма целесообразным даже в прессах относительно небольшой мощности.

По сравнению с металлическими прессами в железобетонных прессах расход металла, общая стоимость, а также трудоемкость изготовления металлических деталей уменьшаются примерно в 8 раз. Сейчас можно   изготовить железобетонные прессы с гораздо большим усилием, чем металлические, так как мощность в   последних лимитируется технологическими   возможностями заводов, тяжелого машиностроения   и   имеющимися  средствами транспортирования по железным дорогам.

Трудности, связанные с механической и термической обработкой, сваркой и транспортированием крупногабаритных деталей, ограничивают в настоящее время проектирование и изготовление ряда более крупных и прогрессивных агрегатов не только в области кузнечнопрессового оборудования, но и во многих отраслях промышленности.

Заменяющие металл сборные железобетонные конструкции можно изготовлять силами строительных организаций на заводах и полигонах или на месте установки из монолитного, предварительно, напряженного железобетона.

Как уже отмечалось, прочность предварительно напряженного железобетона при трехосном сжатии резко возрастает и приближается к прочности металла. Благодаря этому становится возможным многие крупные металлические отливки заменять предварительно напряженными железобетонными.

В настоящее время НИИЖБ совместно с ВНИИМетмаш проводит работы по замене стальных шаботов молотов на трехосносжатые железобетонные. Такая замена может дать возможность не только высвободить значительное количество стали, так как вес стальных шаботов тяжелых молотов превышает 500 г, но и увеличить мощность молотов за счет ликвидации упругих прокладок, в значительной мере гасящих энергию удара. Отказ от упругих прокладок становится возможным в связи с резким повышением прочности предварительно напряженного железобетона, применяемого для шаботов.

Экономия металла в размере 60-70% может быть получена в элементах прокатных станов. В настоящее время Уральским заводом тяжелого машиностроения, Краматорским заводом тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования, ВНИИМетмаш и НИИЖБ проводятся проектные и исследовательские работы по применению железобетона в станинах роликов рольгангов прокатных станов, транспортерах и станах кварто для проката цветных металлов и др.

С большим эффектом мог бы быть применен железобетон в конструкциях мощных гидрогенераторов. Уральский завод электроаппаратов исследует возможность применения железобетона для опоры и крестовины гидрогенератора 500 тыс. кет для Красноярской ГЭС.

Большие возможности, особенно в химической промышленности, открываются при применении пластбетона, изготовленного не на цементном, а на пластмассовом вяжущем, что позволяет получить высокопрочный бетон, хорошо сопротивляющийся воздействиям большинства кислот, щелочей и растворителей.

Приведенные примеры далеко не исчерпывают возможности замены металла железобетоном в машиностроении.

Следует отметить, что и в некоторых других отраслях, как, например, в судостроении, применение железобетона находит все более широкое распространение. Однако это является специальной отраслью производства и поэтому не рассматривается подробно в настоящей работе.

К 1965 г. объем производства сборного железобетона должен быть доведен до 45 млн. ж3 в год. Если к этому времени в машиностроении изготовить железобетонные конструкции в количестве 1 % от указанного объема их применения в строительстве (что вполне реально), то при этом можно сэкономить не менее 700 тыс. т металла и 200 млн. руб.

Комментарии запрещены.